Плёночная фотография ломография

Что такое ломо-фотография

Направление современного фотографического искусства, свободное от общепринятых правил. Особенности, которые в классической фотографии можно расценить браком, в ломографии являют собой признаками самой что ни на есть жизненности, непредсказуемости и демократичности. Однако, в ломофото живут свои законы.

История появления термина и движения ломографии

В 1983 году Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) разработало модель фотоаппарата «ЛОМО Компакт-Автомат» («LOMO LC-A»). В 1984 году фотокамера вышла в массовое серийное производство.

В 1991 году во время своей поездки в Прагу её приобрели, как временную камеру, австрийские студенты Маттиас Фигель и Вольфганг Странзингер, которые случайным образом во время путешествия остались без фотоаппарата. После проявки плёнки они были впечатлены особенностями получившихся снимков и популяризировали такие камеры среди своих друзей.

Отпечатки получились необычайно интересными. Снимки выглядели яркими, слегка искажёнными по краям кадра, что вызвано особенностью конструкции камеры и оптики. От них исходило тепло и особая притягательность. Фотографии отражали «жизнь как она есть» – именно это выражение впоследствии станет девизом всех ломографов в мире.

Постепенно движение стало всё более популярным, в Европе стали проходить выставки ломо-фотографий. Их особенностью стало размещение снимков не отдельно друг от друга, а на экспозиции так называемой «ломо-стены», которая, по сути, дала впоследствии идею создания онлайн-ресурса Instagram.

В Вене было основано Ломографическое общество с последователями по всему миру (всего насчитывается около 70 представительств), и этот интерес надолго продлил выпуск подобных камер в Санкт-Петербурге. Камеры производились и отдельными партиями на заказ. Поэтому на некоторых экземплярах фотоаппаратов мы можем видеть логотип не только на кириллице, но и в английском начертании – LOMO LC-A.

С 1998 года фотоаппараты для любителей-ломографов производятся на фабрике за рубежом. На данный момент список фотоаппаратов, выпущенных Ломографическим обществом, включает несколько моделей. Среди них «Хольга» (Holga), «Диана» (Diana F+ ), «Сардина» (La Sardina ), несколько модификаций так называемого «Фишай» (Fisheye), дающего необычный круговой рисунок шара- «глобус», и т.д.. Также общество выпускает объективы, фотоплёнки и аксессуары.

Правила ломографии

Признаки ломо-фотографий

Из-за разнообразия и непредсказуемости эффектов плёнки и, отчасти, нарочитой «небрежности» фотографа, основными узнаваемыми чертами стиля ломо-фотографии являются:

LOve & MOtion («Любовь и движение»)!

Что такое мультиэкспозиция в плёночном фото

Плёночная мультиэкспозиция подразумевает съёмку несколько планов – два, три и даже более – на один и тот же кадр. Первая подобная фотография получилась в прошлом веке у неизвестного фотографа случайно, когда ошибочно была два раза проэкспонирована одна и та же плёнка.

Конечно, подобное возможно в современном мире как путём наложения разных изображений в графическом редакторе, так и моментально в цифровом фотоаппарате, имеющем функцию «Мультиэкспозиция». Но мы говорим о технике плёночной фотографии.

Возвращаясь к первому опыту ошибочных экпозиций. Со временем подобный «брак» получил направление в художественном фото – первопроходцы мультиэкпозиции фотографировали: например, человека несколько раз в одной и той же позе; снимали пейзаж, переворачивая его сверху вниз, отчего линия горизонта растворялась в деревьях, как бы растущих в разных направлениях; придумывали оригинальные портреты с наложением противоположного: лица самой модели и цветочной поляны, и тому подобное. Фантазия в фотографии не прекращалась.

И в настоящее время, несмотря на приход на рынок цифровых камер, фотографы-энтузиасты, не позабышие давнего плёночного друга, нет-нет, да продолжают снимать катушки с плёнкой. Манит их непредсказуемость результата, особый вкус ожидания проявки материала, задумчивость в процессе самой фотосессии, ведь здесь бездумно не «пощёлкаешь» – в плёночном барабане максимум 36 кадров!

Правил для мультиэкспозиции не существует. Здесь царят фантазия и момент удачи в совмещении, казалось бы, несовместимого.